Недавно, в последние погожие деньки осени, скорее напоминающие бабье лето, пришлось мне сопровождать украинских партнеров в один очень интересный район нашей страны. Именно их реакция на окружающую действительность стала основой этого материала.
Теперь многие встали на лыжи, облюбовали зимние курорты, считают себя экспертами. Когда попадаешь в Бишкек, окруженный снежными вершинами, часто возникает вполне законный вопрос – а где здесь катаются на лыжах? Горы то вокруг посолиднее, чем Альпы или Доломиты. Вокруг столицы нет ничего лыжно-выдающегося. Поэтому мы собрались прокатиться до горнолыжной базы «Каракол», посмотреть на жемчужину местного зимнего отдыха. Все, что знали мои попутчики про Каракол до поездки, – это где-то в Интернете выкопанную фразу, что Каракол – второй Куршавель. Ну, и поехали в Каракол посмотреть «Куршавель».
Дорога в Иссык-Кульскую область приятно удивила даже меня. Я вижу изменения, вижу, как этот амбициозный проект реализуется на глазах. Радует. А вот мои попутчики просто в удивлении, что в такой не очень благополучной по всем рейтингам стране идет масштабная стройка, стали вспоминать Кемаля Ататюрка. Это была его идея начать возрождение страны со строительства дорог. Сегодня Турция – мировой лидер по динамике развития туризма. Очень обнадеживающая параллель. Но, к сожалению, хайвей быстро закончился. А вот оптимизм от будущего дорожного комфорта остался.
Курортная зона в первых числах ноября не вдохновляет. Сезон позади, а зимой по большому счету Иссык-Куль мало кого интересует. Видели нескольких спортсменов, тренирующихся в условиях среднегорья, и все. А ведь в советские времена здесь была кузница будущих рекордов. Заговорили с тренером совсем юных легкоатлетов. Виктор из подмосковного Подольска сказал, что здесь он работает с командой молодежной сборной стайеров. Климатические условия идеальны. А вот быт – не очень, хотя живут они в одном из самых комфортабельных мест на побережье. Плюс стоимость проживания много больше, чем ожидали. Проще ехать в Европу. Болгария или Черногория обходятся дешевле. Настроение в ноль. Обидно за свою страну. Хотя нового ничего не услышал. Мы все давно понимаем, что местный туризм отличается необоснованной разницей в критерии «цена – качество». К сожалению, это реалии сегодняшнего дня.
Каракол встречает голубым небом и теплой погодой. Еще не чувствуется, что скоро здесь будет аншлаг. На самой базе тишина, идет ремонт одного из зданий, в то же время рядом огромные пятна искусственного снега. Уже были попытки засыпать трассы и начать сезон, но вернулось бабье лето. Извечная наша совковая безалаберность. Незаконченный ремонт как альтернатива не начавшемуся сезону. Работники говорят, что все остальное готово. Впечатление гостей двоякое. Удивительная природа, прекрасный воздух, интересные трассы. Но масштаб точно не куршавельский. Пока это всего лишь местечковая горнолыжка. Хотя цифры, которые озвучивают работники базы, солидные. До 2 тысяч катающихся – это впечатляет, но очень тесно… Есть плюс – постепенно расширяющаяся сеть гостиниц, кафе и других сопутствующих объектов, поэтому если рассматривать Каракол как направление развития туристической индустрии, то позитив разглядеть уже можно.
Мы едем дальше в еще одно знаковое место, в село Теплоключенка, к знакомому охотнику. Стая фазанов за забором огорода просто приводит гостей в шок. Дичь на дистанции выстрела из рогатки… В этом году птицы много, а как с более крупной дичью? Тоже есть, и лицензирование работает. Если закрыть глаза на проблему браконьерства, пусть не идеально, но можно говорить об охотничьем туризме в Кыргызстане. Правда восстанавливать поголовье дичи при массовое охоте придется несколько иначе, чем это происходит в живой природе.
Дальше начинается самая горячая часть истории. Вспомнили, что Теплоключенка славилась своими целебными водами с очень давних времен. Лезем в Интернет, благо он есть на большей части страны (огромный плюс для развития туризма). Получаем справку:
«Санаторные учреждения Теплоключенки представлены курортом Ак-Суу, который реабилитирует детей, переболевших полиомиелитом и страдающих параличом. Первое описание ак-суйских источников сделано в 1856 году П. П. Семеновым-Тян-Шанским. В 1896 году Пржевальским городским управлением построены ванная кабина и 2 барака для больных, что послужило началом развития курорта. С 1957 года функционирует санаторий для лечения больных с остаточными явлениями заболеваний центральной нервной системы, остеомиелитом».
Едем смотреть этот лечебно исторический объект. Попадаем не то, что 1957 год, а словно в девятнадцатый век! Запустение дальше некуда. Хотя клиенты есть, из непритязательных местных. Меньше чем за доллар можно принять ванную с целебной водой, но куда при этом приходится погружать свое бренное тело… Такое впечатление, что санэпидемстанция здесь и последний раз инспектировала еще при Петре Петровиче. А вот вода с тех пор менее целебной не стала! Парадокс: имея сумасшедшие природные возможности для лечения и рекриации, мы просто их не замечаем, более того, губим своей глупостью. Гости в шоке, из земли течет «золото», а мы его не замечаем. Действительно, сегодня народ интересуется больше другим золотом, и на слуху скорее Кумтор, чем Джеты-Огуз или Арашан. А что выгоднее для страны, остается вопросом.
Есть перспектива туризма в Кыргызстане. Это не вопрос, это позиция. При всем скепсисе, который последнее время превалирует, и в умах и на страницах, перспектива все равно остается. И не потому, что надежда умирает последней. А потому, что есть все основания. Фундамент – в виде природных условий, которыми наделен Кыргызстан. Другая составляющая – прогнозируемый рост чиста туристов по всему миру, и, как следствие, необходимость развития новых туристических регионов. Наша страна вполне может оказаться в числе именно таких перспективных мест. Дело за малым. Четыре составляющих успеха: объекты, инфраструктура, люди, и международная раскрутка. Плюс, я бы сказал, что мы сегодня находимся в фазе некоторого повышения стабильности общества. Надо работать, развивать, создавать, а не строить планы и выдумывать стратегии. С той же Теплоключенкой. Не надо перестраивать, просто приведите в порядок объект, и от него будет реальная прибыль.
«Теплоключенок» (в смысле объектов туристической индустрии) в стране сотни и тысячи. Гостям наши перспективы видны без увеличительного стекла. А нам? Двадцать лет, говорим, что мы страна туризма. Пора что-то делать.